ПРЕПЯТСТВИЯ В МЕДИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ (первый и второй уровень препятствий)

Продолжение перевода, предыдущая часть здесь. Начиная с этой части текст требует комментариев и правильной трактовки, иначе его восприятие может оказаться сложным и не принесет всей пользы. Для этого приглашаю всех на наши вечерние медитации.

В : Каковы основные препятствия в практике медитации (наблюдения)?

О : Препятствия в практике медитации имеют три уровня:

1)    Первый уровень препятствий (Препятствия новичка) 

Наш ум обычно имеет привычку привязываться к внешним об’ектам: свет, звук, запах, вкус, ощущения тела и мысли, которые возникают посредством глаз, носа, языка, тела и ума. Эти чувства возникают постоянно и являются источником приятных и неприятных ощущений, удовольствия и неудовольствия, какие-то из них нам нравятся, какие-то нет, относительно каких-то из них мы испытываем радость, относительно других – сожаление, счастье или несчастье, что в свою очередь дает почву для возникновения желаний (страстей), гнева и иллюзий. Это то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно. Это в свою очередь создает привязанность к материальным об’ектам, природа которых непостоянна. Это и есть иллюзия, Майя, соблазняющая и обманывающая нас, она иллюзорна и обманчива, но вызывает такую сильную привязку, что мы не в состоянии видеть реальное состояние нашего ума.

Когда мы начинаем практиковать, и развиваем 4 качества осознанности* (satipatthana), мы начинаем видеть 5 rupanamakkhandha** которые составляют реальную природу нашего тела и ума. Когда мы учимся контролировать наш ум и удерживать его на текущем об’екте (который всегда единственный в текущий момент времени), наш ум начинает бороться и сопротивляться. (примечание переводчика: в любой момент времени мы осознаем только один об’ект. Даже если нам кажется, что мы осознаем одновременно множество об’ектов – мы можем одновременно видеть, слышать, ощущать запах, чувствовать и думать, то это не так. Просто сознание переключается с такой скоростью между восприятием отдельных об’ектов, что мы не успеваем заметить этого переключения). Пока в нас недостаточно осознанности, в нашем уме постоянно возникают мысли, привязанные к об’ектам в прошлом или будущем. Беспокойный ум приводит к возникновению постоянного беспокойства, являющегося причиной упадка духа, подавленности, а также бесконечного потока мыслей. Некоторым даже начинает казаться, что у них недостаточно сил и способностей, чтобы практиковать медитацию. Некоторые об’ясняют все плохой кармой или плохим учителем, или приходят к заключению, что практика медитации не для них.

На самом деле ум практикующего просто сталкивается с препятствиями или загрязнениями ума (kilesanivarana).

Пока осознанность развита несильно, ум не будет спокойным из-за недостатка концентрации. Практикующий еще не имеет уверенности в себе и в практике. Он сталкивается с большим количеством сомнений. Это является причиной недостаточного прогресса в практике на первом этапе. Некоторые практикующие сдаются на этом этапе. Они находят разнообразные причины, по которым они не могут продолжать практику: необходимость зарабатывать деньги, или следить за домом, детьми, внуками, или они говорят, что не имеют способностей к медитации. Некоторые принимают решение, что не могут преодолеть свои kilesa (слабости, загрязнения) и попробуют когда-нибудь позднее.

Основным препятствием на начальном этапе практики являются 5 загрязнений ума (nivarana).

В : Что это за 5 загрязнений и откуда они берутся?

О :    1. Kamacchanda означает стремление наслаждаться приятными материальными об’ектами: прекрасные виды, мелодичные звуки, благородные ароматы, изысканные вкусы, приятные прикосновения и мысли, доставляющие удовольствие.

2. Byapada –  злоба, недоброжелательность по отношению к другим живым существам.

3. Thina-middha – ленность, апатия и вялость.

4. Uddhacca-kukkucca – бесконечное думание, тревога и беспокойство.

5. Vicikiccha – сомнения, неуверенность, неспособность принять решение.

Новичок будет сталкиваться с этими пятью загрязнениями ума постоянно. Недостаток уверенности может привести к тому, что человек откажется от дальнейших попыток практиковать.

Но те практикующие, кто ясно видит цель и имеет веру, разовьют необходимую осознанность для того, чтобы наблюдать возникающие в настоящем моменте об’екты. Другими словами они смогут наблюдать текущий момент постоянно.

Например, во время формальной практики они смогут наблюдать Поднимающиеся – Опускающиеся движения живота без отвлечений. При возникновении того или иного препятствия ума, они будут отмечать его возникновение. Например:

Если возникло любое желание, отметьте “желание, желание”; при возникновении гнева/раздражения, отметьте “гнев/раздражение”; при возникновении сонливости, отметьте “сонливость, сонливость”; при возникновении любопытства, отметьте “любопытство, любопытство”; при возникновении думания, отметьте “думание, думание”; при возникновении беспокойства/тревоги, отметьте “беспокойство/тревога”; при возникновении сомнений, отметьте “сомнения, сомнения”, при возникновении неуверенности, отметьте “неуверенность, неуверенность”.

Если практикующий постоянно осознает возникающие препятствия ума, его прогресс будет быстрым и он получит хорошие результаты от практики; его осознанность будет становиться все сильнее. Ему будет удаваться все раньше осознавать возникающие мысли. И мысли постепенно начнут стихать. Но прежде, чем это произойдет, ему придется столкнуться с мрачным настроением, унынием и частыми вспышками гнева или раздражения. Этот гнев исчерпает сам себя, так что практикующий удивится сам себе. Прежде в голове постоянно возникали желания того или иного характера, но по мере развития осознанности приходит понимание непостоянства всего (непостоянная, изменчивая природа вещей), наблюдение и отмечание всех возникающих в уме об’ектов постепенно устраняют иллюзии и успокаивают ум.

2. Второй уровень препятствий 

возникает, когда осознанность уже развита вследствие прилежания в практике

Хорошая концентрация (samadhi) уже развита к этому моменту. Это приводит к проявлению естественных качеств samadhi (концентрации); это могут быть естественные феномены (sabhava) восторга и умиротворенности (piti – passadhi) которые возникают все чаще. Некоторые практикующие могут привязаться к этим феноменам, в некоторых случаях даже считая их проявлениями высочайшего уровня просветления. Некоторые привязываются к так называемым явлениям nimitta, появлению образов, цвета и света, они начинают воспринимать их серьезно, что загрязняет ум.

Если практикующий доволен и рад появлению таких феноменов, то возникает привязанность (upadana) и он начинает рассматривать образы и ждать что еще может произойти. Это называется “привязанность к феноменам” что есть vipassanupakilesa (извращенная, искаженная практика); эти феномены становятся препятствиями в практике (kilesa) и удерживают практикующего от дальнейшего прогресса. Это то, что называется “ложный путь”, который не соответствует практике Срединного Пути, которая является единственно верным путем, путем не-привязанности к любым материальным об’ектам (продуктам тела и ума), путем чистоты, свободы от предвзятостей и загрязнений – источнику страданий. Ложный путь ведет к Dukkha (страданиям) без каких-либо предупреждений!

Каждый практикующий столкнется с препятствиями этого уровня в той или иной степени. Практикующему следует обратиться к Учителю, который сможет помочь ему осознать, что возникающие феномены – всего лишь естественные качества высокой концентрации и не являются чем-то особенным. Целью практики является направление ума на нечто более высокое, чем материальные об’екты ума и тела, и это Nibbana (Просветление). Если мы будем привязываться к каким бы то ни было об’ектам, то не сможем достичь Просветления. Поэтому нам нужно оставить, отпустить материальные об’екты. До тех пор, пока практикующий будет наслаждаться и получать удовольствие от феноменов практики, он не сможет преодолеть данное препятствие практики. Практикующий, имеющий правильное представление о практике, должен отмечать возникающие об’екты и отпускать их.

*4 качества осознанности

Практика випассаны/наблюдения (vipassanakammathana) есть развитие четырех satipatthana (составляющих осознанности).

1. Kayanupassana: внимательное наблюдение за телом, как оно есть.

2. Vedanupassana: внимательное наблюдение за ощущениями, как они есть.

3. Cittanupassana: внимательное наблюдение за умом, как он есть.

4. Dhammanupassana: внимательное наблюдение за феноменами/состояниями, приходящими в процессе практики дхаммы, как они есть.

 

** 5 аспектов живой природы.

Согласно человеческой природе, а также природе всех живых существ наша жизнь соответствует 5 аспектам (khandha). То есть существует 5 различных аспектов нашей природы, которые об’единяясь и группируясь и приобретая определенные черты и становятся тем, что мы называем определенным именем: например, это – животное, это – человек, это – мужчина, это – женщина …

Вот эти 5 групп (аспектов):

1. Rupakkhandha говорит, что все состоит из 4х элементов, а именно: все имеет длинну – элемент протяженности (или земли), все имеет плотность –  элемент сцепления (или воды), все имеет температуру – элемент температуры или огонь, все имеет скорость – элемент движения или воздух.

2. Vedanakkhandha говорит, что все об’екты делятся на приятные, неприятные и нейтральные.

3. Sannakkhandha (восприятие) говорит, что все об’екты возникают посредством следующих органов восприятия: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ум (ментальные об’екты или об’екты ума).

4. Sankharakkhandha говорит, что все продукты ума обладают ментальными качествами одной из трех следующих групп: Благотворная группа качеств делает ум достойным, положительным; Нездоровая группа делает ум недостойным, отрицательным; Возвышенная группа делает ум стойким, непривязанным. Эти три группы ментальных качеств приводят к ментальным действиям (порождают мысли). Если они сильны, то порождают действия тела и речи.

5. Vinnanakkhandha сознательность позволяет нам осознавать, получать опыт посредством глаз, ушей, носа, языка, тела и ума, а также она участвует в процессе перерождения, осуществляя перенос накопленного опыта при перерождении.

В практике эти 5 аспектов об’единяются в две: тело (rupa) и ум (nama).

Продолжение следует…