Указания к медитации стоя и на ходьбу | Алёна Ковальчук

Указания к медитации стоя и на ходьбу

Продолжение перевода, начало здесь.

Медитация стоя и на ходьбу

В: Как именно нужно ходить во время медитации на ходьбу?

О: В первоисточниках (Mahasatipatthanasutta) указывается только, что когда практикующий идет, он должен осознавать, что идет (ходьба, ходьба). Когда он стоит, должен осознавать, что стоит (стою, стою). В первоисточниках не указано, сколько этапов должно быть в данной медитации. Но в комментариях приводятся указания относительно 6 следующих этапов усложнения медитации на ходьбу:

Уровень 1: Правая нога – левая нога.

Уровень 2: Поднятие ноги – опускание ноги (здесь и далее – для каждого шага).

Уровень 3: Нога поднимается – нога движется вперед – нога ступает на землю.

Уровень 4: Пятка отрывается – нога поднимается – нога движется вперед – нога ступает на землю.

Уровень 5: Пятка отрывается – нога поднимается – нога движется вперед – нога опускается – нога ступает на землю.

Уровень 6: Пятка отрывается – нога поднимается – нога движется вперед – нога опускается вниз – нога движется вперед – нога ступает на землю.

Медитация на ходьбу начинается с положения стоя:

Встаньте прямо. Руки лучше соединить либо за спиной либо впереди, как удобнее (это не позволяет энергии теряться через руки). Отметьте мысленно положение тела стоя “Стою, стою…” примерно 3 раза.. Затем начните движение вперед, осознавая этапы шага в соответствии с выбранным уровнем. (Попробуйте в качестве эксперимента все 6 уровней. Однако для практики обычно берут уровень 3 или 4.) Во время ходьбы взгляд держите прямо перед собой на расстоянии 5-6 метров. Сохраняйте осознанность, ощущая каждое движение ноги.

Пройдя таким образом 5-6 метров остановитесь и снова осознайте положение стоя. Затем развернитесь в обратную сторону, отмечая “Поворачиваюсь, поворачиваюсь…”. Наблюдайте как во время разворота постепенно ваши ноги переступают направо или налево. После окончания разворота снова осознайте положение стоя 3 раза. Затем начинайте идти в обратную сторону.

(Комментарии переводчика:  Отслеживание всех стадий шага потребует двигаться очень медленно, это нормально. Важно хотя бы какое-то время попрактиковать такую ходьбу (3-4 уровень) специально, чтобы уловить все ощущения и приобрести навык осознанной ходьбы. Затем этот навык будет легко перенести в обычную жизнь. Когда вы движетесь в обычной жизни (просто идете) можно отслеживать уровень 1. Однако важно не просто проговаривать в голове левая-правая, а именно осознавать, чувствовать само движение ноги. Такая практика очень полезна, каждый раз, когда вы куда-то идете, у вас будет отличная возможность выключить на время внутренний диалог и попрактиковаться оставаться в настоящем моменте.)

В : Как часто следует практиковать медитацию на ходьбу? И сколько минут каждый раз?

О : Новичкам следует чередовать медитацию сидя и на ходьбу равные промежутки времени. Т.е. если вы сидели 30 минут затем следует практиковать ходьбу 30 минут. В принципе, чем дольше вы можете практиковать осознанную ходьбу, тем лучше. Это позволяет увеличить энергию (viriya). Однако те практикующие, чей ум очень любознательный, скачущий с об’екта на об’ект, должны практиковать медитацию сидя такое же время или дольше, чем на ходьбу, чтобы развить концентрацию (samadhi), которая в свою очередь делает ум более спокойным.

(примечания переводчика: осознанность возникает на стыке энергии (viriya) и концентрации (samadhi). Их уровень должен быть одинаков, в противном случае либо ум будет слишком беспокойным (избыток энергии), либо слишком вялым, сонным (недостаток энергии). Через чередование разных видов медитации, например, стоя и на ходьбу, мы можем выравнивать этот баланс.)

В : Каковы следующие стадии практики?

О : В соответствии с процедурой необходим учитель, чтобы рекомендовать корректный путь развития практики. Он должен обсуждать с практикующим его опыт на ежедневной основе, чтобы понимать, с какими феноменами практики тот сталкивается и давать указания для разрешения проблем, а также отвечать на вопросы. Задача учителя – давать ученику указания и руководства, дающие правильное понимание практики и позволяющие преодолеть возникающие препятствия.

Читайте статью о первых препятствиях в практике.

Источник текста.