Почему випассана - не панацея | Алёна Ковальчук

Почему випассана – не панацея

Иногда я слышу такое мнение, что у Алены Ковальчук хорошо с состояниями, потому что она два месяца в году проводит на випассане. У кого угодно все будет хорошо с состояниями, если он проведет два месяца в году в монастыре.

Смотрите, с одной стороны я абсолютный фанат випассаны и медитации и могу только поддержать идею о том, что медитация в целом и випассана в частности очень сильно способствуют улучшению нашей жизни. И если кого-то мой пример вдохновит поехать на випассану, я буду только счастлива.

С другой стороны я хочу быть честной с вами и рассказывать о своем пути так, как было на самом деле. А на самом деле я разобралась с состояниями ДО того, как я впервые попала на випассану. Честно говоря, чтобы выстроить жизнь таким образом, чтобы проходить випассану 2 месяца в году, уже нужны неплохие навыки управления состояниями :). И именно те навыки, знания и уровень владения состояниями, которые я приобрела до этого, помогли мне использовать потенциал медитации и випассаны на полную катушку. 

И оглядываясь по сторонам я вижу довольно много примеров того, как випассана или та же йога становятся просто копинговыми стратегиями более высокого уровня. (Копинговая стратегия – это привычные стратегии, которые использует человек для преодоления стресса). Просто вместо того, чтобы заедать стресс булочками или впадать в разные формы других зависимостей, человек бесконечно медитирует или занимается йогой.

Безусловно йога и медитация лучше булочек. Но по сути это остается способом устранения последствий стресса, а не способом устранения самого источника стресса.

Приведу такой пример. Например, у человека не решен вопрос с личными границами. Он так или иначе стремится заслужить любовь и одобрение окружающих и боится быть самим собой из страха отверженности. Он говорит “да” там, где на самом деле хотел бы сказать нет, позволяет людям обращаться с собой некорректно и живет в перманентном чувстве вины и неполноценности.

Когда у нас не выстроены границы с внешним миром, мы постоянно собираем с этого внешнего мира всевозможные энергии низких вибраций: то же чувство вины и униженности (неполноценности), страхи, тревоги, гнев и уныние. Затем человек идет на йогу и выгружает собранные низковибрационные состояния. Ему легчает. Состояние улучшается и он закономерно связывает это улучшение с йогой или медитацией.

Проблема в том, что если не закрыть канал, по которому низковибрационные энергии постоянно поступают в поле человека, он вынужден будет медитировать, заниматься йогой и ездить на випассаны все больше просто чтобы оставаться на том же уровне.

На самом деле нам иногда проще ездить на випассаны или ходить на йогу, чем сказать близкому человеку правду. Или чем защитить себя перед лицом агрессии человека, от которого мы зависим так или иначе. Нам проще проглатывать обиды, подавлять свои желания и идти на компромиссы. Или наоборот постоянно давать волю раздражению и агрессии. И потом выгружать все накопленные в связи с этим чувства на йоге или випассане. Чем набраться мужества сказать то, что мы думаем. Или посмотреть в лицо тем страхам, которые постоянно заставляют нас чувствовать гнев. Пойти против мнения окружения. Решиться на существенные перемены в своей жизни, как то: уйти с нелюбимой работы, завершить токсичные отношения, пойти, наконец, к хорошему коучу или психологу и столкнуться лицом к лицу со своими самыми страшными страхами.

Безусловно, випассана так или иначе заставляет нас столкнуться с собой лицом к лицу (в этом ее потрясающий эффект), но опять же, не имея правильных знаний, человек может оказаться не готов “переварить” то, с чем столкнулся. Вернувшись домой, он вернется к старым стратегиям, и вскоре от достигнутого на випассане состояния останутся лишь романтические воспоминания.

Именно поэтому я не делаю курсы исключительно по медитации. Я много делюсь знаниями по медитации и буддизму в свободном доступе. Но я также стремлюсь соединить их с западным подходом к пониманию нашей психики, того, как устроена наша личность, каким образом наши травмы влияют на нашу жизнь и какие существуют самые эффективные и работающие способы достичь зрелости и целостности. На мой взгляд именно такое соединение восточной мудрости и практик с западными инструментами и знаниями дают максимальный результат.

А какой ваш опыт? Что вы думаете по этому поводу? Поделитесь в комментариях, очень интересно!

С любовью и теплом,