Какие конкретно качества имеются в виду, когда мы говорим о благих качествах? | Алёна Ковальчук

Какие конкретно качества имеются в виду, когда мы говорим о благих качествах?

    Погружаясь всё глубже в буддийское учение, я понимаю, что можно перечислить много разных качеств, которые можно развивать. Но сегодня я хотела бы просто коротко рассказать о 10 парамитах (то есть совершенствах дословно с языка пали).

  1. Щедрость
  2. Имеется в виду щедрость и материальная, когда мы угощаем кого-то, занимаемся благотворительностью, дарим подарки. И душевная, когда мы дарим свое время, внимание, тепло.

  3. Мораль или нравственность
  4. В целом нравственность — это общечеловеческое понимание, условно 10 заповедей. Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы кто-то сделал по отношению к тебе. Но за последнее время я несколько раз услышала такую идею, что чувство вины — это неплохо, это качество, которое помогает нам оставаться человечными. Но я вижу очень много проблем, связанных с чувством вины. Я вижу, что наша культура очень сильно манипулирует этим чувством. Поэтому, описывая вам это качество, я бы сказала, что мораль — это чувствование. Когда я совершаю не очень хороший поступок, у меня внутри рождается ощущение, что это для меня не полезно. И если мы с чистым умом что-то делаем, счастье будет с нами везде, как наша тень. А если ум не чистый, то несчастье будет следовать за нами, как след от колесницы.

    Какие благие качества 1

  5. Отречение
  6. Мой Учитель постоянно повторяет, что не нужно торопиться отрекаться от материального. Отречься нужно в первую очередь от неблагого в уме. Потому что в том, чтобы отречься от материального, при этом сохранив все загрязнения в уме, нет никакого смысла. Иногда человек отрекается от денег, а внутри у него остаётся жадность. То есть лучше пусть у вас всё будет хорошо с материальным, особенно когда мы развиваем щедрость. И пусть лучше мы внутри себя отречемся от гнева, зависти, жадности, вожделения, страстей и так далее.

  7. Мудрость
  8. Описывая это качество, уместно вспомнить цитату Эстингера: “Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.“ То есть мудрость — это умение различать.

  9. Усилия
  10. Это значит энергия, которая нужна для того, чтобы идти по этому пути развития благих качеств. Но проблема современного мира заключается в том, что нам никогда не достаточно. То есть мы выросли с идеей, что, что бы мы ни делали, этого мало. Именно поэтому я в своей практике соединила буддистские и западные подходы. Ведь если просто посмотреть на это качество, на усилия, то западной женщине покажется, что она вообще никогда не должна отдыхать. А должна только всё время развивать благие качества. Но это не так. Будда говорил про срединный путь. Но современный мир не знает, как это — идти срединным путем, например, разделить свой день на 5 равных частей, только одна из которых отведена работе, а другие 4 отведены отношениям, помощи другим людям, отдыху и развлечениям, обучению. Да, нам важно развивать это качество. Но при этом нам нужно быть осознанными относительно этой тенденции считать, что я всегда делаю недостаточно.

  11. Терпение, толерантность
  12. Это способность выдерживать что-то. Например, нас кусает комар, и мы не убиваем его мгновенно, а потом не ругаем страшными словами, потому что теперь чешется, а спокойно прогоняем его и спокойно переносим последствия укуса. То есть это способность переживать какой-то дискомфорт, не впадая при этом в неблагие состояния. Но терпение не должно быть ни в коем случае со сжатыми зубами. И здесь тоже нужно знать меру, где терпеть, а где наоборот пора перестать.

  13. Честность
  14. Важно развивать честность как с окружающими, так и внутри себя. Ведь мы должны быть честными относительно того, что у нас происходит внутри. И чем больше в человеке развивается доброта, тем более честным он можем быть относительно того, что у него внутри. Когда мы добры к себе, мы не будем себя уничтожать за то, что что-то у меня пока несовершенно.

  15. Намерение
  16. По мере движения по пути развития благих качеств сила намерения растет сама собой. Намерение означает некую внутреннюю решимость прийти к чему-то, достичь чего-то. Например, я могу чего-то хотеть, но если у меня пока не сформировалась вот эта решимость достичь этого, то и не будет получаться.

  17. Любящая доброта
  18. Это дружелюбие, доброе намерение по отношению к себе и всем живым существам.

  19. Уравновешенность
  20. Можно сказать еще умиротворение, невозмутимость, равностность. То есть никуда “не сваливаться”. Представьте неваляшку, которую куда ни толкни, она всегда вернется в точку баланса. И когда у нас развивается это качество, возникает много спокойствия, гармонии, отсутствуют какие-то большие крены. Все хорошо в жизни? Это хорошо. Что-то пошло плохо? Окей, не важно. Появляется равное отношение и к хорошему, и к плохому.

С любовью и теплом,