Последние несколько месяцев я занималась в основном тем, что не подразумевает никакой финансовой выгоды. 6 недель я проходила свою личную випассану и проводила бесплатный марафон. По возвращении — благотворительная випассана. И сразу после нее — активная работа над проектом Доброты, который тоже полностью благотворительный.
И с удивлением обнаружила, что совершенно счастлива и даже не беспокоюсь о будущем проекта, о том, как будем платить зарплаты, и т.д. и т.п. Как так получилось?
Может быть это связано с тем, что у меня куча денег на счету и мне просто не о чем беспокоиться? Нет, это не так. Безусловно, какой-то запас у нас есть, но с учетом растущей команды и потребностей проекта это не может служить сколько-нибудь надежной гарантией.
На самом деле изменилось мое сознание. Изменилось не в один момент. За годы. И изменилось благодаря всего одной практике, про которую хочу рассказать в этом письме.
На прошедшей випассане у нас был такой вопрос — как практиковать щедрость? И я обязательно отвечу на него в конце письма, но сначала хочу объяснить, как я дошла до жизни такой.
Лет 15 назад у меня было другое сознание. Мне казалось странным и непонятным, что кто-то тратит значительную часть своего времени и средств на бескорыстную помощь другим. Я искала в этом какой-то подвох. Сама я часто чувствовала себя уставшей, обиженной и отверженной этим миром. Результат приходил с большим трудом, а в уме и теле было много напряжений.
В какой-то момент я узнала, что изобилие напрямую зависит от нашей щедрости. Если мы хотим иметь больше денег, мы должны делиться именно деньгами. Не временем, не знаниями, а именно деньгами. Скажу честно, в первое время моя практика щедрости была не совсем чистой с точки зрения намерения. С одной стороны я жертвовала деньги монастырям и делала это искренне, от души. Я хотела поддержать своих Учителей. С другой стороны я также надеялась на возврат. На то, что в результате в мою жизнь тоже придет изобилие.
Сразу хочу сказать, что ничего плохого нет в том, чтобы начать с этого места. Как говорил мой Учитель — неважно, насколько чисты намерения, щедрость в любом случае ведет к очищению сознания. Конечно, чем чище мотивы, тем сильнее эффект. Но чтобы прийти к абсолютно чистым намерениям, нам нужно пройти определенный путь. И начинать его нужно с той чистоты намерений, какая есть.
И самое ценное в этой практике было не то, что у меня стало больше денег, а то, что я начала расслабляться относительно денег. Относительно того, что нам не хватит. Я перестала испытывать нервное сжатие внутри каждый раз, когда я оплачиваю что угодно. Во мне все чаще стали рождаться импульсы сделать какой-то щедрый подарок или поддержать кого-то финансово. И я начала чувствовать, что становлюсь все более щедрым человеком. Это приятно само по себе. Но ко всему прочему это меняет сознание.
Мой ум стал другим. Когда я стала изучать сутты, я узнала, что такой ум, какой у меня был до начала этой практики, прямо так и называется — “суженный ум”. Он и ощущается как суженный, сомкнутый, напряженный.
Так вот, я стала отмечать, что благодаря практике щедрости ум постепенно становится все более “широким”, свободным. Страхи стали покидать его. Я стала чувствовать, что энергия свободно течет внутри меня. Она не застревает, как это происходило раньше, когда приступы “нехватки и ограниченности” сдавливали мой ум и тело.
И я все больше ощущала себя просто проводником изобилия. Не только для себя, но и для все большего количества других людей. Для моей команды, для десятков людей, которые выполняют те или иные работы для нашего проекта, для наших партнеров. Для тех людей, кому проект помогает финансово.
Также по мере практики щедрости я стала испытывать очень чистые и светлые состояния ума. Ведь в первую очередь Будда рекомендовал эту практику не для обогащения, а именно для очищения ума. И по мере такого очищения нам становится все проще быть счастливыми. Чувствовать радость, удовлетворенность, умиротворение. И это очень приятное состояние ума. Очень благостное.
И в такой ум приходит много чистых и светлых идей. Которые вряд ли пришли бы в “суженный” ум. Ну и изобилие тоже приходит. Неизменно все наши потребности оказываются удовлетворены. Приходит достаточно для всех наших планов, задумок, мечт. Да, это происходит не сразу, есть некоторая инерция в работе кармы. Когда мы сажаем какие-то семена в огороде, мы не ожидаем, что они дадут плоды на следующий день. Мы поливаем их на протяжении определенного времени, пропалываем сорняки, подкармливаем и через определенное время можем получить урожай.
Также происходит и с кармическими семенами. Мы расчищаем землю от сорняков (загрязнений ума), сажаем благие семена (например, практикуем щедрость), заботимся о поливе (следуем той или иной духовной практике). И постепенно начинаем видеть плоды практики.
Такими плодами становится и изобилие, и уважение со стороны людей, и благоприятное стечение обстоятельств, и хорошее настроение и самочувствие — все это плоды тех семян, которые мы посадили и взрастили.
И что касается непосредственно щедрости, то в принципе практиковать ее очень просто. Нужно начать часть своих денег отдавать кому-то. На те дела и проекты, в которые вы верите. В принципе здесь достаточно прислушиваться к своему сердцу. Но если хочется инструкций, то в текстах рекомендуется четыре категории пожертвований, приносящих наиболее благую карму:
Тему личных границ очень и очень глубоко мы будем прорабатывать в курсе “Управление Состояниями 2.0”, который стартует 3 апреля 2021 года!
А вот семена щедрости вам придется сажать самостоятельно 🙂
С любовью и теплом,