К любви и мечтам
через образ мыслей

Чтобы получать еженедельную
порцию вдохновения,
оставьте ваш email:

Указания к медитации в положении сидя (часть 2)

25 декабря, 2013

sitting_

 

Указания к медитации в положении сидя, начало здесь. Сегодняшний блок посвящен болезненным ощущениям тела при медитации.

В: При долгом сидении могут возникнуть боль и другие неприятные ощущения в коленях, ногах, спине. Как следует отмечать их?

О: Будьте осознанны относительно своих ощущений и отметьте: «чешется, чешется», или «болит, болит», или «немеет, немеет», или «стреляет» и тд в зависимости от ощущений. После того как ощущение исчезнет, возвращайтесь к наблюдению поднимания и опускания живота.

В: Если ощущения, после отмечания их, не исчезают, что делать в этом случае?

О: При развитии уровня концентрации у практикующего разовьется способность легко наблюдать за возникающими и исчезающими ощущениями в теле, такими, как боль, тяжесть, покалывание, онемение, эти ощущения будут исчезать после однократного их осознания (отмечания вниманием). Но бывают ситуации, когда даже при многократном осознании и отмечании болезненные ощущения не исчезают. Если их становится невозможно терпеть, то практикующий должен изменить положение тела, чтобы снять болезненные ощущения. Но не забудьте при этом осознать желание изменить положение тела “желание изменить положение тела…”, а в процессе изменения осознать само движение “движение, движение”, либо его можно конкретизировать “Наклоняю корпус, передвигаю ногу, кладу ногу, выпрямляю корпус”.

После этого возвращайтесь к обычному наблюдению за движениями живота «Поднимается-Опускается».

В: При наблюдении за болезненными ощущениями в теле нужно ли сохранять на них внимание вплоть до их исчезновения или лучше вместо этого сменить об’ект концентрации?

О: Существует два типа болезненных ощущений. Бывают непреодолимые (нестерпимые) болезненные ощущения. Такие ощущения должны быть устранены, например, изменением положения тела. Второй тип – терпимые болезненные ощущения. Также к первой категории относятся ощущения, которые не исчезают с течением времени – например когда мы хотим в туалет. Такие ощущения не могут быть устранены наблюдением.

Если в процессе медитации в теле могут возникли болезненные ощущения, то прежде всего практикующий должен отметить такие ощущения. Однако боль может начать нарастать. Если практикующий уже имеет опыт наблюдения за болезненными ощущениями, он может справиться с этим. Однако начинающие практики как правило не в состоянии сделать это, они будут чувствовать сильную слабость при продолжении наблюдения за болезненными ощущениями. В таком случае они должны изменить позу, сохраняя осознанность и наблюдая за всеми движениями в процессе.

Dukkhavedana (терпимые болезненные ощущения) это небольшие неприятные ощущения, которые могут возникать и исчезать. Если они терпимы, то позу менять не следует. Просто отметьте вниманием и осознайте эти ощущения такими, как они есть. Терпимые ощущения имеют свойство возникать и исчезать. Даже сильная боль непостоянна, как и любые об’екты материального мира.

В: Будут ли болезненные ощущения возвращаться, если практика продолжается длительное время?

О: Это зависит от уровня практики. Если практикующий может сохранять внимание долгое время на об’екте наблюдения, то samadhi (концентрация) достигнет высокого уровня; затем в уме возникнут piti (восторг) и sukha (счастье, блаженство). Практикующий достигнет ощущения счастья и удовлетворенности. Это состояние называется sukhavedana (глубокое счастье). Если при достижении этого состояния в теле возникнет боль (dukkhavedana) она не будет восприниматься как боль или страдание, тк ментальное состояние блаженства (sukhavedana) превосходит страдание. В таком случае практикующий сможет продолжить наблюдение до окончания отведенного для медитации времени. И только по окончании медитации он может заметить, что в теле есть болезненные ощущения.

Некоторые практикующие могут испытывать нестерпимые болезненные ощущения постоянно в одних и тех же частях тела (в спине, и других местах). Такое страдание с большой долей вероятности является следствием кармы, например, если практикующий в прошлом бил собак или кошек или мучил животных. Такое страдание – плод кармы, который должен быть с’еден для исчерпания кармы.

Как всегда, обсуждение на наших вечерних медитациях :)



Оставить комментарий